Зрительный зал пуст, но актеры играют в полную силу. У режиссера пока еще есть возможность дать последние указания и что-то изменить. Техника в этом спектакле играет важную роль, поэтому специалисты тщательно проверяют оборудование и устраняют неполадки. Жанр спектакля определен как реалити-триллер. Актеры не только играют, но и снимают друг друга на камеры. На сцене почти нет декораций, зато висит огромный монитор, где демонстрируются видеоряд.
Фабула спектакля такова. В одно утро жизнь главного героя меняет привычный ход. Два неизвестных человека врываются в комнату и объявляют, что он арестован и против него начат процесс. Доказать свою невиновность мужчина не может - на каждый довод чиновники находят абсурдные отговорки.
Мрачная угнетающая атмосфера дополнена бессмысленностью происходящего. Темные силуэты, смазанные лица и измененные голоса - все это напоминает фильм ужасов. Ставить Франца Кафку в Новосибирске еще никто не осмеливался. «Процесс» не имеет четкой композиции, он больше похож не на роман, а на рассказы, объединенные общей темой. Поэтому и перед зрителем происходящее разворачивается как калейдоскоп событий.
- В этой работе я себя определяю как просто очень внимательного театрального читателя, который пытается сохранить в тексте, звучащем со сцены, универсальность и неповторимость Кафки, - говорит драматург Ольга Федянина.
Режиссер попытался отразить в спектакле многообразие смыслов. Ведь «Процесс» - это не только история о бессмысленной борьбе с системой.
- Не думаю, что Кафка писал про бюрократию. Это только одна из тем, и для меня она далеко не самая интересная в творчестве Кафки вообще, и в романе «Процесс» в частности. Франц Кафка - довольно сложный автор. Я думаю, что одно из главных его достоинств и отличительная черта в том, что у этого автора очень широкий спектр тем и смыслов. В этом состоит художественный прием писателя, он строит свои произведения так, что они не поддаются единой интерпретации. И в этом главный трюк Франца Кафки, - рассказывает режиссер Тимофей Кулябин.
Уже за полгода до премьеры спектакль получил приглашение на участие в Международном фестивале «Территория».
Справка.
В 2015 году произошел скандал, связанный с оперой «Тангейзер», поставленной Тимофеем Кулябиным. По задумке режиссера, главный герой кинорежиссер Генрих Тангейзер снимает фильм. Картина задумана «клубничкой» с участием Иисуса Христа.
10 марта Новосибирский суд прекратил дело об осквернении религиозных символов в отношении режиссера Тимофея Кулябина и бывшего директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича «в связи с отсутствием состава правонарушения».