В 1985 году ледокол «Михаил Сомов» (в фильме ему дали название «Михаил Громов») застрял в антарктических льдах. Экипаж дрейфовал 133 дня и для его спасения был отправлен ледокол «Владивосток». 26 июля 1985 года ледокол освободил огромную машину из снежной клетки и 11 августа оба судна вышли на чистую воду. Но кто выведет на чистую воду киношников?
В фильме нет ни слова о ледоколе «Владивосток», отважная команда которого, рискуя жизнями, отправилась на поиски «Сомова».
«Для тех, кто был заперт в плавучей клетке посреди моря, да и вообще для всех, кто попадал в похожие ситуации с изоляцией от внешнего мира и нехваткой продовольствия, это хороший фильм, жизненный», - шутят зрители. Но что до остальных? В сюжете есть шероховатости и многое остаётся не ясным для тех, кто совсем не знаком с этой леденящей кровь историей. Видимо создатели картины не претендовали на историчность, но им удалось развить тему личной драмы, такой же выдуманной, как и все герои этой кинокартины.
Многие участники спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток» были награждены государственными наградами. Так, указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1986 года за образцовое выполнение задания по высвобождению научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» изо льдов Антарктики, умелое руководство судами при спасательных операциях и в период дрейфа и проявленные при этом мужество и героизм, начальнику спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток» Артуру Чилингарову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Получили награды и сами суда: «Владивосток» - орден Ленина, «Михаил Сомов» - орден Трудового Красного Знамени. Впервые в истории нашей страны такие награды получили машины.
Ледоколы типа «Владивосток» до сих пор собирают и используют для нужд флота. Они отличаются от своего предшественника усовершенствованным оборудованием, расположением вертолётной площадки и усиленной корпусной конструкцией.
Разумеется, продюсеры «Ледокола» далеки от подобных нюансов - их интересуют лишь кассовые сборы. Однако странно, почему о Владивостоке в своем фильм не упомянул режиссер Николай Хомерики - человек, который в 2009 году прожил здесь немало веселых месяцев, снимая свою артхаусную «Сказку про темноту». Видимо, этот период в жизни творца был настолько взвинчен, что сейчас он предпочитает о нем не вспоминать.
Главное - чтобы о своем прошлом помнили владивостокцы и другие дальневосточники, способные на подвиг не в кино, а в жизни.